Автоперевозки грузов нестандартной длины востребованы во всех регионах России, где проводится промышленное, дорожное строительство, реконструкция производственных цехов, складских и транспортных терминалов.
В категорию длинномеров входят:
- мостовые фермы из железобетона;
- фрагменты буровых вышек;
- металлоконструкции (пролеты мостовых кранов, опоры линий электропередач);
- промышленное оборудование больших размеров (турбины, трансформаторы, технологические установки);
- химическое оборудование в сборе (ректификационные колонны, емкости);
- самолеты и вертолеты, требующие ремонта;
- строительная техника (части бетоносмесительных узлов, транспортеров, кранов);
- речные суда малого тоннажа.
Часть такого оборудования доставляется к месту установки по морям и рекам, железной дорогой, но основные потребности строителей и производственников обеспечивает перевозка длинномерных грузов автомобильным транспортом. Из делимых грузов к длинномерам относятся массивные стальные поковки, трубы большого диаметра для магистральных газопроводов. Их тоже нерационально перевозить в малом количестве на стандартных бортовых платформах.

Особенности автоперевозки длинномерных грузов
Кроме нестандартной длины (более 12 метров), длинномеры отличаются большим весом, высотными и широтными габаритами, превышающими установленные нормативы. Поэтому специальные низкорамные тралы оснащаются стационарными приспособлениями для крепления оборудования (уширителями платформы, проушинами для тросов). Регулировка нагрузки на внутренние колесные пары, устойчивость в поворотах обеспечиваются пневматической или гидравлической подвеской.
Транспортировка длинномерных грузов проводится только по разрешениям и специально разработанным маршрутам, которые согласовываются в региональных подразделениях Ространснадзора, утверждаются ГИБДД. Маршрут прокладывается в обход крупных городов (по объездным дорогам), не должен проходить по автомагистралям с крутыми поворотами, транспортными развязками, резкими подъемами и спусками. Особые требования предъявляются к водителям автопоезда. От них требуются высшая водительская категория, практический опыт перевозки негабаритов.
Правила и порядок перевозки длинномеров
Российские и международные правила перевозки длинномерных грузов идентичны. По российским ПДД низкорамная платформа должна быть оборудована:
- опознавательными знаками длинномера, ограничения скорости;
- катафотами и красными фонарями на задней панели трала;
- проблесковыми маячками на кабине тягача;
- противооткатными упорами.
Для безопасности на остановках «низкорамники» производства завода «Тверьстроймаш» комплектуются усиленными стояночными тормозами. Такая тормозная система удерживает отсоединенную от тягача платформу на магистралях с уклонами до 16%. Для автопоездов установлены отдельные скоростные режимы движения по автомагистралям (до 60 км/ч), мостам (15 км/ч). Обгонять можно попутный автотранспорт, который едет на скорости менее 30 км/ч. Запрещено использовать как тягачи колесные трактора, отклоняться от согласованного маршрута, останавливаться на грунтовых обочинах. Рекомендуется сопровождать автопоезд патрульными машинами дорожной полиции.
Полуприцепы для перевозки длинномерных грузов
В каталоге завода «Тверьстроймаш» российские автотранспортники найдут несколько серий низкорамных тралов, подходящих для автоперевозок стальных и железобетонных конструкций, строительного и промышленного оборудования больших размеров. В модельном ряду ведущего российского производителя специальных полуприцепов выделяются серии Original (предназначены для оборудования весом до 77 тонн на 6 осях), Rapid Trailer (сконструирована под разрешенные осевые нагрузки).
В серию Extendable входят раздвижные полуприцепы, которые подойдут универсальным автопредприятиям, берущим заказы на автоперевозки длинномеров, самоходной строительной и сельскохозяйственной техники.